Все, что вы хотели спросить про оценку 360 градусов
Основные экономические законы сформулированы давно – десятилетия назад. Формулы прошли проверку временем и применяются по сей день, подвергаясь лишь небольшим корректировкам, сами законы тоже работают исправно. Однако современный рынок предлагает принципиально новые испытания – взрывной рост технологий и сумасшедшую конкуренцию на фоне стремительной смены трендов. Что в этих условиях может привести ваш бизнес к успеху?
В первую очередь, конечно, крепкая команда – как и во все времена. Но если в 20-м веке коммерсант мог не менять бизнес-модель годами, то сейчас каждый день стоит ожидать появления инновации, которая повлияет на весь рынок. Следовательно, ваша команда должна быть готова максимально быстро адаптироваться к этим изменениям: не только развивать основные компетенции, но и постоянно пополнять багаж знаний. Проще говоря – учиться. Но как сделать процесс обучения максимально эффективным и чему учить в первую очередь? И как определить, насколько эффективно ваши сотрудники «усвоили материал»?
«Меня учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» – помните эти строки? Вот именно для того, чтобы избежать этого «как-нибудь», ваш бизнес и нуждается в профессиональной и объективной оценке компетенций персонала; и уже после этой оценки вы сможете определить, какая программа вам нужна, какой курс или тренинг вам стоит выбрать. Оценка компетенций (деловых и профессиональных качеств) сотрудника должна «обрамлять» курс – проще говоря, должна проводиться и до, и после прохождения тренинга. Таким образом руководство не только получит данные о текущих компетенциях сотрудника, но и сможет оценить эффективность обучающего курса. Итак, правильная последовательность действий выглядит так:
- Оценка сотрудника (персонала) – качественная и объективная.
- Выявление сильный и слабых слабых сторон.
- Обсуждение результатов с сотрудником, фокусировка на целях развития.
- Корректировка (обучение, тренинги, коучинг, наставничество, менторинг).
- Оценка сотрудников после окончания программы, анализ эффектов обучения.
Разумеется, процесс проведения оценки – дело, которое можно поручить только экспертам, обладающим техникой, проверенной на практике. Мы полагаем, что метод оценки 360 градусов – то, что в данном случае нужно вашему бизнесу. Методика оценки 360 градусов имеет в своей основе проверенные годами практики разработки, которые уже хорошо адаптированы к реалиям российского рынка. Наша система оценки не раз успешно применялась и применяется в крупных российских компаниях, в том числе – лидерах своего направления – таких как Nokian Tires из Всеволожска (по объему производства Всеволожское отделение NT значительно превосходит финское). О других кейсах успешного применения оценки 360 поговорим как-нибудь в другой раз, а пока ответим на вопросы, наиболее часто задаваемые в связи применением метода оценки 360 градусов.
1. Влияет ли на оценку сотрудника отношение к нему коллег?
Конечно. Но здесь важно помнить две вещи. Первое: отношение к себе сотрудник формирует сам, его имидж в глазах окружающих – результат его собственных действий. Второе: технология создана так, чтобы минимизировать «человеческий фактор», если ей следовать, то результаты будут достоверны и полезны.
2. Какова скорость проведения оценки 360?
Время на опрос 360 градусов в основном зависит от скорости ответов респондентов. Главное, чтобы менеджмент вашей компании мотивировал сотрудников отнестись к задаче всерьез и не затягивать с заполнением анкеты. Остальное – дело техники.
Обычно опрос для оценки 100 человек занимает 3 - 5 недель. Тестирование существенно быстрее, центры оценки потребуют больше времени. Важно понимать, что только оценка 360 градусов дает объемную и детальную картину того, как действует сотрудник в различных реальных рабочих ситуациях.
3. Подобные мероприятия – всегда риск разрушить атмосферу в коллективе – если не будет соблюдена конфиденциальность. Можете ли вы ее гарантировать?
Риски есть, если допустить ошибки в коммуникации с сотрудниками. Важно объяснить, что цель оценки - повышение эффективности работы конкретных людей, которым, отвечая на вопросы, можно помочь работать лучше.
Строгая конфиденциальность – один из базовых принципов оценки 360. Кто именно, что именно и кому писал в ответах на вопросы не будет знать вообще никто. Отчет с результатами формируется автоматически в обобщенном виде. О результатах опроса будут знать только те, у кого есть к нему доступ - сотрудник, получающий обратную связь в виде оценки 360, возможно, непосредственный руководитель и HR. Кто именно имеет доступ к отчетам, решает руководство компании.
4. Какие трудности могут возникнуть при проведении оценки?
Одна из главных – излишняя лояльность коллег по отношению друг к другу – что ведет за собой неоправданное завышение оценок. Или наоборот – излишний негатив (что, правда, встречается гораздо реже). Такие моменты довольно легко вычисляются, и оценка корректируются с учетом этих факторов. Вообще почти все трудности преодолимы – если процесс от начала проходит в соответствии с методикой и под контролем профессионалов.
5. Основные преимущества метода 360 – в чем они?
Объективность. Технологичность. Скорость. Конфиденциальность.
И неоценимая польза для человека, получающего обратную связь в виде детального отчета.
Как провести обратную связь и оценку 360 градусов читайте в разделе Как провести оценку 360 градусов.