Оценка 360 градусов и обратная связь 360 градусов
Эта статья для тех, кто еще только знакомится с обратной связью 360 градусов и хочет понять, что это такое и нужно ли её применять в своей компании. Если вы уже знакомы с технологией или даже имеете опыт проведения и сейчас ищете помощь в проведении обратной связи 360 градусов, то Вы можете сразу обратиться к нам по телефону на сайте или запросить демо-доступ. Пошаговую инструкцию как провести оценку 360 градусов вы можете прочитать здесь.
Что такое оценка 360 градусов/обратная связь 360/опрос 360?
Это технология, с помощью которой сотрудники могут получить обратную связь об их рабочем поведении, навыках, компетенциях. Обратная связь 360 градусов, ее иногда называют оценкой 360 градусов или опросом 360, ускоряет развитие. Как это происходит? Люди заполняют опрос, в ходе которого дают обратную связь сотруднику, с которым часто взаимодействуют по рабочим задачам. По результатам опроса этот сотрудник получает отчет с индивидуальными результатами. Сбор обратной связи может быть запущен для любого количества людей: от одного до нескольких тысяч, в зависимости от задач бизнеса.
Главное достоинство опроса 360:
Ускоряет развитие людей, которые получают обратную связь.
Опрос проводится анонимно, чтобы участники могли давать честные ответы и не бояться последствий. Большая объективность анонимных ответов была доказана в ходе исследований*. Опрос предоставляет возможность дать такую обратную связь своему коллеге, для которой может не хватить смелости или времени в живом общении.
* Роберт В. Эйхингер, Майкл М. Ломбардо Резюмируем знания по методике “360 градусов” // Справочник по управлению персоналом. – 2007. – №7. Eichinger, Robert W.; Lombardo, Michael M. Knowledge Summary Series: 360-Degree Assessment //Human Resource Planning . 2003, Vol. 26 Issue 4, p 34-44.
В опросе 360 обратную связь чаще всего предоставляют:
Также в опросе могут участвовать клиенты, партнеры и даже бывшие коллеги. Предоставить обратную связь может любой сотрудник, кто регулярно более 3 месяцев, а лучше полугода, видит, как работает оцениваемый.
Зачем применять обратную связь 360?
Опрос 360 позволяет получить сбалансированное представление о рабочем поведении, так как обратная связь поступает из нескольких источников.
Люди обычно доверяют результатам, поскольку источников информации несколько.
Обратная связь 360 основывается на измерении фактов реального поведения. Основой для вопросов часто становится модель компетенций. В опрос часто включаются открытые вопросы, например «Что сотруднику стоит начать делать?». Полученные результаты позволяют руководителю и сотруднику провести беседу, на которой будут обсуждаться факты и примеры реального поведения на рабочем месте.
Такая беседа часто направлена на развитие soft skills и достаточно конкретна.
Где проводят опрос 360?
Онлайн и оффлайн.
По данным от наших клиентов, время проведения опроса в онлайн-платформе сокращается примерно в 11 раз в сравнении с бумажным вариантом. Поэтому сейчас общепринята практика использования онлайн-платформ. На них весь опрос проходит от начала и до конца. Отчеты с результатами генерируются и рассылаются автоматически.
Опрос может быть проведен на бумаге, с помощью отправки анкет через почту или, например, в бесплатных системах для проведения тестирования, но это очень трудозатратно. При этом трудно соблюсти конфиденциальность участия в опросе.
Когда лучше применять?
Обратная связь 360 может использоваться для решения следующих задач:
- регулярная оценка сотрудников и планирование развития
- внедрение корпоративных ценностей
- оценка эффективности обучающих программ (при сравнении результатов до и после)
- оценка качества внутреннего сервиса
Если обратная связь проводится регулярно, например, раз в год, мы получаем динамику результатов и можем увидеть, как проходить процесс развития. Это делает процесс развития более целеустремленным и планомерным.
Результаты опроса 360 применяют для разговоров о карьере, помогая людям увидеть, на чем им лучше сфокусироваться.
Когда применение особенно ценно?
- Когда мы хотим, чтобы наши люди росли, развивались и соответствовали развивающимся требованиям бизнеса. Как мы говорили, 360 градусов ускоряет развитие. Чаще всего компании применяют опрос 360 для развития. Для этой цели эффективнее всего его применять регулярно, проводя не реже 1 раза в год. Как это может выглядеть на практике? Вначале года проводится опрос 360, затем участники получают индивидуальные отчеты, обсуждают результаты с руководителями или коучами, затем составляется индивидуальный план развития и сотрудник следует ему. В течение года проводятся регулярные встречи по развитию. В конце года можно повторно провести опрос 360 и посмотреть динамику развития.
- Опрос 360 очень ценен, если менеджер и его подчиненные работают в разных офисах или в разных городах. Менеджер просто физически может не видеть повседневное рабочее поведение сотрудника и поэтому его обратной связи недостаточно.
- Если у вас в компании обратная связь ещё не регулярна и каждый проводит ее в силу своих возможностей, то использование опроса 360 станет хорошим стартом для формирования культуры обратной связи. Опрос 360 поможет сделать разговор руководителя с сотрудником более конкретным и построенным на фактах о рабочем поведении.
Можно ли использовать обратную связь 360 градусов и для оценки, и для развития?
Обратная связь 360 – это метод развития сотрудников. При заполнении опроса люди ставят друг другу оценки, но сами оценки имеют смысл только для того, чтобы у человека была информация для развития и повышения эффективности работы.
Не рекомендуется использовать опрос 360 для принятия кадровых решений. Использовать этот метод для оценки вредно, в таком случае сама обратная связь скорее всего станет необъективной.
Как проходит процесс?
Процесс обычно включает следующие шаги:
- Разработка опроса. Обычно за основу берется модель компетенций. Если ее нет в компании – можно ее разработать или использовать готовые решения от поставщиков. Очень важно, чтобы все участники понимали вопросы одинаково.
- Составление списков участников и тех, кто будет давать им обратную связь. Есть несколько вариантов составления списков тех, кто будет давать обратную связь, вот 2 возможных:
- Сотрудник сам выбирает респондентов, то есть тех, кто будет предоставлять ему обратную связь. Руководитель утверждает список. Очевидный плюс – ответственность за развитие изначально ложится на сотрудника. Как вишенка на торте – сотрудник может отправить письма своим респондентам с просьбой участвовать в опросе. Это резко повышает вовлеченность в опрос.
- Руководитель назначает тех, кто будет предоставлять сотруднику обратную связь. Чаще всего такой вариант встречается, когда опрос 360 нужно провести в ограниченные сроки и нет временной возможности просить каждого участника составить список самостоятельно.
- Подготовка опроса. Этот этап обычно включает: настройку опроса в системе, подготовку коммуникации, выбор шкал для обработки ответов, определение вида отчета.
- Информирование участников. Каждый участник должен четко понимать свою роль и что ему делать, знать сроки и то, как его ответы будут использованы.
- Старт опроса и его проведение. Важно проводить мониторинг заполнение опроса, отправлять напоминания и стимулировать тех участников, которые еще не заполнили опрос.
- Оформление результатов, составление индивидуальных отчетов. Отчет должен быть наглядным, простым для понимания. В него желательно включить инструкцию, как с ним работать.
- Отправка отчетов. Чаще всего отчеты отправляются сотрудникам и их непосредственным руководителям.
- Индивидуальная беседа по результатам обратной связи. Обычно это беседа руководителя с сотрудником или коуча с сотрудником. К сожалению, она не всегда проводится, например, когда нет времени. Однако, индивидуальная беседа помогает лучше понять результаты и сфокусироваться на развитии. Это один из важнейших шагов, если его нет, то польза от обратной связи снижается.
- Составление индивидуального плана развития с использованием результатов опроса 360.
- Проведение регулярных встреч по развитию сотрудника. Обычно это встречи руководителя с сотрудником.
- Повторное проведение опроса 360. Отслеживание динамики, составление нового плана развития или корректирование прежнего.
Необходимые условия успешного проведения обратной связи 360 градусов:
- Анонимность для участников
- Конфиденциальность ответов
- Поддержка со стороны генерального директора компании: он должен понимать суть опроса 360 и не препятствовать ему. Еще он может мотивировать сотрудников участвовать, чтобы они заполняли опрос
- Качественное информирование всех участников
- Простые и понятные формулировки вопросов опроса
- Участники опроса должны регулярно работать с получателем обратной связи
- Отчет с результатами обязательно получает сотрудник
Как организовать опрос 360 граусов вы можете узнать в статье Как провести оценку 360 градусов