• Главная
  • Цены
  • Все о 360
  • Инструкции
  • Библиотека
  • О нас
  • Войти
  • Частые вопросы об оценке 360 градусов

    1.    Зачем нужна оценка 360 градусов?

    Оценка 360 градусов нужна для ускорения развития человека, составления программы профессионального развития специалиста, более точного определения сильных сторон и зон роста с помощью разносторонней обратной связи от коллег. Обратная связь 360° – это опрос, и в результате развернутая структурированная информация о том, как сотрудник действовал на рабочем месте. 

    2.    Что оценивает оценка 360 градусов?

    Поведение человека на рабочем месте. В основе опроса чаще всего используются компетенции – описание поведения на работе, которое приводит к достижению результата. Еще могут оцениваться ценности, навыки, критерии качества внутреннего сервиса, управленческие компетенции. Подробности – ниже. 

    3.    Какие критерии оценки используются в оценке 360 градусов?

    Критерии оценки специалистов или руководителей зависят от целей оценки. Критерии должны быть описаны на языке поведения, потому что это позволяет давать обратную связь не о личности, а о конкретном поведении сотрудника, сформировать культуру обратной связи в компании и быть более объективным при заполнении опроса. 

    Примеры критериев оценки:

    Подробнее о критериях и разных способах использования опроса 360 в нашей онлайн-школе.


    4.    Можно ли оценить деятельность специалистов с помощью оценки 360 градусов?

    Мы не можем оценивать результаты деятельности, но можем оценивать процесс – а именно компетенции, соответствие стандартам, нормам и четко сформулированным обязательствам. Суть метода – обратная связь по поведению участника, а это предполагает оценку компетенций специалиста. 
    Если оценивать через опрос 360 результаты деятельности, то ответы могут быть не объективными, у участников может возникнуть желание использовать опрос в своих целях и ставить не настоящие оценки.

    5.    Оценивают ли эффективность специалистов с помощью 360 градусов?

    Эффективность как результат работы оценивать нельзя. Если оценивать этим методом эффективность как результат работы, то вырастет субъективность ответов: близкие друзья участника будут ставить ему завышенные баллы, а те, с кем у него конфликт – заниженные. В итоге результаты опроса будут неточными. 
    Но при этом можно оценивать эффективные способы действий, то есть компетенции, навыки сотрудника. При правильном объяснении и анонимности респонденты оценивают поведение гораздо более объективно.

    6.    Оценивают ли эффективность руководителей с помощью 360 градусов?

    Нет, оценка эффективности руководителя не проводится, оценивается только поведение. Причина та же, что и в предыдущем ответе – возникнут субъективные оценки. 
    Для оценки результатов деятельности и эффективности специалистов или руководителей лучше использовать специальные методы оценки, например, систему KPI.

    7.    Может ли быть оценка 360 градусов не анонимной?

    Обратная связь 360 градусов и оценка 360 градусов должны быть анонимными. 
    Наличие искажений не анонимных ответов было подтверждено результатами исследований. Если сделать опрос не анонимным и сообщить об этом участникам сразу, то снизится честность ответов. Если заявить опрос анонимным, а потом раскрыть баллы, то возможны конфликты, потеря доверия к организаторам опроса, отказ от заполнения опроса в будущем, подрыв доверия к оценке 360. 
    Но в опросе 360 есть исключение. Обратная связь от руководителя и самооценка не анонимны, в отчете выделены отдельно. Самооценка – это обратная связь получателя обратной связи самому себе, она одна. Руководитель у участника опроса обычно тоже один и одна из его функций как руководителя –предоставление обратной связи своему подчиненному. Поэтому то, что самооценка и оценка руководителя не анонимны, нормально.  


    8.    Кто участвует в опросе 360 градусов?

    Получатели обратной связи:

    а также:

    Респонденты, которые дает обратную связь получателям обратной связи:

    В опросе могут участвовать кросс-функциональные коллеги, клиенты, партнеры и даже бывшие коллеги. Предоставить обратную связь может любой сотрудник, кто регулярно более 3 месяцев, а лучше полугода, видит, как работает оцениваемый. При этом в каждой категории, кроме руководителя и самооценки, должно быть минимум три ответа для соблюдения анонимности. 


    9.    Что помогает развивать оценка 360 градусов?

    Ответ на этот вопрос зависит от целей оценки 360 градусов: 

    В результате оценки 360 обычно формируется отчет (пример отчета) составляется индивидуальный план развития специалиста или руководителя.  
     

    Провести опрос