Как внедрять оценку 360 градусов. От науки к практике
Мы с вами продолжаем нашу серию текстов, посвященных технологии обратной связи 360 градусов. Тема сегодняшней статьи — сугубо практическая. Мы с вами уже разобрали теоретические основы технологии, поговорили о том, как использовать ее наиболее эффективным образом. Завершая цикл, мы остановимся на том, как внедрять систему 360 и обратимся к последним научным исследованиям на эту тему.
У нас есть обширный практический опыт проведения опросов 360, теоретическое понимание процессов и наши собственные знания, полученные в ходе исследований. Давайте попробуем суммировать все это, чтобы выявить тренды, соотнести их с практикой и понять, как применять технологию с полной отдачей. Приступим!
От введения к внедрению
Давайте коротко вернемся к общему определению. Технология 360 градусов — это опрос и обратная связь от разных категорий сотрудников по рабочему поведению, навыкам, компетенциям получателя обратной связи. В результате опроса мы получаем персональный отчет, который можно использовать для планирования индивидуального развития сотрудника. Именно так выглядит типовой проект обратной связи. Теперь можно перейти к внедрению.
Внедрение
С каждым годом система 360 становится все более популярной. Ее используют в компаниях по всему миру с самыми разными целями. Первоначально технология использовалась с целью получения обратной связи, но в последние годы мы видим тенденцию ее применения в других задачах от оценки до принятия управленческих решений. Основная проблема популярности кроется в том, что во многих компаниях обратная связь не является частью корпоративной культуры, а опросы не встраиваются в организационную структуру и существующие бизнес-процессы. HR-специалистов может заинтересовать опрос и результаты индивидуальных отчетов, но у сотрудников может не быть понимания того, как и зачем его проходить. Для адекватного использования технологии необходимо ее встраивание в целостную систему бизнеса.
Вот тот список проблем, которые исследователи отмечают как наиболее частотные при попытке использования технологии 360:
- Слишком многие компании недостаточно серьезно относятся к процессу обратной связи.
- Изучив и выбрав инструмент обратной связи 360 градусов, специалисты по талантам передают его коллегам каждого подразделения без дополнительных разъяснений.
- После обработки данных те же самые специалисты отправляют сводный отчет руководителю.
- Руководитель с интересом читает отчет, а потом просто откладывает его.
- Иногда результаты попросту не обсуждаются.
Что хорошо с обратной связью 360?
Конечно, на каждый минус есть свой плюс. После исследования проблем внедрения, мы решили не оставлять вас и без неоспоримых преимуществ, которые приносит компании технология:
Онлайн-сервисы оценки 360:
За последние 10 лет у нас развились онлайн-технологии, которые позволяют проводить опрос быстрее и лучше его контролировать.
Последующая поддержка:
Бизнес-процесс пережил ряд усовершенствований. Появление онлайн-платформ позволяет более качественно сопровождать сотрудников: отвечать на вопросы, следить за возникающими трудностями и быстрее получать на руки готовый отчет.
Использование для развития:
В этом вопросе также появился ряд усовершенствований. Например, мы можем проводить опрос раз в год, собирать обратную связь и отслеживать динамику изменения компетенций, корректировать траекторию развития участника.
Использование для принятия решений:
Необходимо признать, что обратная связь 360 используется для принятия решений. Например, опрос позволяет увидеть данные не на индивидуальном, а на более глобальном уровне: отдел, функция, команда топов... Такой подход позволяет увидеть, какая зона компетенций проседает на том или ином фланге компании. Увидеть = поставить их в приоритет для развития в компании.
Выход за рамки данных на индивидуальном уровне:
Раньше опросы 360 анализировали исключительно как индивидуальные данные, но сейчас все актуальнее становится анализ отдельных подразделений и их взаимодействия. Благодаря такому применению, мы можем заранее нивелировать конфликты и улучшать бизнес-процессы.
Путь к изменению 360
На картинке выше вы можете увидеть тот путь, который должен пройти каждый сотрудник в ходе применения технологии. Как видите, идеальный процесс подготовки подразумевает высокую долю самостоятельных решений сотрудника. А помимо этого, подразумевает его активное сопровождение. На разных этапах мы должны помогать ему попросить о помощи, заполнить обратную связь на самого себя, разобраться с отчетом... Появилась тенденция проводить групповую обратную связь по результатам опроса. Исследования показывают, что групповой разбор того, как пользоваться отчетом, может оказаться более эффективным, чем индивидуальный.
Помогайте участникам анализировать отчеты. Для этого подойдет заранее подготовленное руководство по развитию компетенций или иные инструкции. И последнее: за процессом должен кто-то следить. Например, сотрудник может обсуждать свой путь развития с руководителем, наставником или экспертом. Да, процесс, отображенный на карте может показаться сложным, но он дает куда больше результатов, повышает грамотность сотрудников в вопросах личного развития и их общую вовлеченность в процесс.
Способы подготовки сотрудников к обратной связи 360
Итак, мы подошли к самому интересному вопросу. Как подготовить своих сотрудников к обратной связи? На основе последних исследований и нашего личного опыта мы выделили пять ключевых пунктов, которые помогут вам на этапе внедрения.
-
Определите свои цели
Как бы парадоксально это не звучало, но во многих компаниях не определяют цель проведения опроса или определяют ее только приблизительно. Часто специалисты думают, что опрос «разовьет сотрудников», но понимания того, как именно он будет применяться — нет.
Чтобы избежать такой ситуации, достаточно ответить на ряд вопросов:
- Какие компетенции важны для моей организации?
- Как мы будем их измерять и что сотрудники будут делать с данными, которые они получат?
- Кто будет получателем обратной связи?
Опрос будут проходить только ТОП-менеджеры или вы будете включать в него менеджеров среднего звена, новых руководителей или всех сотрудников?
Ответив на эти вопросы, вы узнаете:
-
Кого привлекать
-
Какие компетенции нужно измерять
-
Какие вопросы задавать
-
Сообщите о своей цели
В противном случае вы рискуете столкнуться с замешательством, страхом и сомнениями.
Важно заранее сообщить сотрудникам:
-
Почему вы собираете данные
-
Как планируете их использовать
-
Какие критерии и вопросы будут
-
Что делать с результатами
Например, какие ресурсы вы предоставите сотрудникам после завершения процесса, чтобы помочь им усилить свои сильные стороны и развиваться в слабых областях?
-
Сформируйте ожидания
Расскажите участникам, как работает этот процесс, сформулируйте ожидания.
Определите, какую роль разные люди будут играть в создании ожиданий.
Ознакомьте сотрудников с вопросами.
Предложите четкие и разумные сроки заполнения опроса.
-
Важность анонимности оценки 360 градусов
Сообщите всем участникам, кто именно увидит ответы и будут ли они анонимны.
Большинство организаций делают ответы анонимными, это позволяет сотрудникам давать искреннюю обратную связь и избегать ненужной предвзятости.
Что бы вы не решили, обязательно сообщите об этом сотрудникам заранее, чтобы не возникло сюрпризов и негативных реакций при распространении отчетов с неанонимными ответами.
Верный путь, чтобы подорвать доверие к процессу 360 или команде менеджеров — предательство доверия сотрудников из-за отказа сообщить, как именно будет использоваться обратная связь.
-
Обеспечьте открытый форум для вопросов и обсуждения проблем
Чтобы снизить возможное беспокойство, нужен безопасный форум, где сотрудники смогут задавать вопросы до, во время и после опроса. Вместо форума можно закрепить специалистов, которые будут отвечать на вопросы участников по почте или телефону.
Вопросы могут повторяться и позволяют разработать процесс конкретно для вашей организации.
У участников появляется право голоса. Это вызывает заинтересованность.
Правильная подготовка сотрудников к процессу обратной связи 360 значительно повысит вашу способность создавать полезные отчеты из обратной связи.
Подводим итоги
Мы с вами проделали большой путь! Теперь вы можете гораздо глубже понимать технологию 360 градусов и избежите самых частотных трудностей и ошибок, на которые натыкаются как отечественные, так и зарубежные компании. Зная плюсы и минусы технологии, вы можете принять взвешенное решение о том, стоит ли применять ее в вашей компании и какие проблемы она может решить. Мы верим, что знание — это самая большая сила на свете. А теперь, когда вы знаете намного больше, нам остается только напомнить о нашей платформе 360 Online Tool и пожелать вам удачи!